Метки

, ,

В период сессии, а может для всех, занимающихся фундаментальной и прикладной наукой особенно, весьма полезными будут следующие несколько историй…

***

Однажды, рано утром, когда Будда вышел на свою утреннюю прогулку, один человек спросил его:
— Существует ли Бог?
Будда секунду посмотрел в глаза человека и сказал:
— Нет, Бога не существует вообще, никогда не было, никогда не будет. Выкинь всю эту чепуху из головы.
Человек был шокирован.
Будду сопровождал Ананда. Он всегда сопровождал Будду.
В середине того же дня пришёл другой человек и спросил:
— Существует ли Бог? Будда сказал:
— Существует, всегда был, всегда будет. Ищи и найдёшь.
Ананда пришёл в сильное замешательство, так как он помнил ответ, который Будда дал утром, но не имел возможности спросить, потому что вокруг было много народа. И прежде чем он получил возможность спросить, вечером, на заходе солнца, пришёл третий человек. Будда сидел под деревом, наблюдая закат солнца и прекрасные облака, и человек спросил:
— Существует ли Бог?
Будда просто сделал жест рукой, приглашая человека сесть, а сам закрыл глаза. Человек подчинился ему. Они сидели молча несколько минут, затем человек поднялся. Становилось темно, солнце уже село. Он коснулся ног Будды и сказал:
— Благодарю тебя за ответ, я очень благодарен тебе. А потом пошёл прочь. Тут Ананда не выдержал.

Когда они остались одни, он сказал:
— Я не смогу уснуть сегодня ночью, если ты не ответишь мне. В один день на один и тот же вопрос ты даёшь три разных ответа. В чём дело? Ты привёл меня в сильное замешательство.
Будда сказал:
— Я отвечал не тебе, почему же ты пришёл в замешательство? Первый человек был верующим. Он верил в Бога и пришёл не с целью выяснить вопрос, а с целью получить подтверждение. Он был учёным, хорошо знающим Священное Писание. Ему нужен был шок, и я шокировал его, потому что не желаю поддерживать ничьи верования. Все верования ошибочны. Знание — совершенно иная вещь.
Второй человек был атеистом, он не верил в Бога. Он также был учёным и был набит всевозможными идеями, но он был просто противоположностью первого человека. Он хотел, чтобы я поддержал его неверие.
Третий человек был подлинным искателем. Он не искал ответа, он хотел испытать. Он был человеком с большим доверием. Он хотел, чтобы я открыл ему нечто, поэтому я не стал отвечать ему, а просто предложил сесть рядом со мной. И нечто произошло.

***

В жизнеописании Буллы Шаха, великого Пенджабского святого, можно прочитать одну из самых поучительных историй о первых годах его обучения, когда вместе со своими сверстниками его отправили в школу. Там ему учитель преподавал алиф, первую букву арабского алфавита. Когда остальные мальчики его класса уже закончили весь алфавит, он продолжал осваивать все ту же букву.
Прошли недели. Учитель заметил, что ребенок не продвигается далее первой буквы алиф, и подумал, что мальчик, должно быть, неполноценен. Он отправил его домой к родителям, сказав:
—Ваш мальчик страдает слабоумием, я не могу его учить.
Родители мальчика сделали все, что было в их силах: отдавали его на обучение различным учителям, однако он далее никак не продвигался. Их ожидания не были оправданы, и мальчик, в конце концов, сбежал из дома для того, чтобы больше не обременять своих родных. С тех пор он стал жить в лесу и замечать разные проявления буквы алиф, принимавшей в лесу форму травинки, листка, дерева, ветки, плода и цветка. Тот же алиф появлялся в виде горы и холма, камня и скалы; и он видел эту букву в бактерии, насекомом, птице и звере, и ту же букву он видел как в себе, так и в других. Он думал об одном, видел одно, чувствовал одно, осознавал одно, и кроме него более ничего не существовало.
В совершенстве овладев этим уроком, он вернулся к своему старому учителю, выгнавшему его из школы, чтобы оказать тому почтение. Учитель, поглощенным видением многообразия, уже давно его не вспоминал, тогда как Булла Шах не мог позабыть своего старого учителя, который преподнес ему первый и столь вдохновенный урок, завладевший почти всей его жизнью.
Он покорнейше поклонился учителю и сказал:
— Я выучил урок, который вы мне так любезно преподали; не научите ли вы меня тому, что можно еще познать?
Учитель посмеялся над ним и про себя подумал: “По истечении стольких лет этот несмышленыш еще помнит меня”.
Булла Шах попросил разрешение написать на доске урок, и учитель ответил в шутку:
— Напиши его на этой стене.
Булла Шах начертал знак алифа на стене, и она раскололась надвое. Это чудо глубоко потрясло учителя, и он молвил:
— Ты — мой учитель! То, что Ты постиг в одной букве алиф, я при всей своей учености познать не смог.
Тогда Буллах Шах исполнил песню:
— О Друг, забрось ученые занятья.
Тебе один алиф лишь нужен…
Учением ум обременил,
И книгами ты комнату заполонил.
Но знание ложное ища, ты истину теряешь,
Забрось же, друг, ученые занятья.

(в изложении Хазрата И. Хана)

***

Ле-Цзы учился стрелять. Как-то попав в цель, попросил указаний у Стража Границ. Страж Границ задал вопрос:
— Знаешь ли ты, почему попал в цель?
— Не знаю.
— Значит, ты еще не овладел мастерством.
Ле-Цзы ушел, упражнялся три года и снова явился с докладом. Страж Границ спросил:
— Знаешь ли ты, почему попал в цель?
— Знаю, — ответил Ле-Цзы.
—- Теперь ты овладел мастерством! Храни и не забывай! Поступай так, изучая не только стрельбу, но и себя самого, и царство. Ибо мудрый человек познает не существование и гибель, а их причины.

Источник: http://pritchi.omkara.ru/

Реклама